КНИГА

 КНИГА О ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ 

В издательстве Общества “Двуглавый орел” вышла из печати книга Алексея Мысловского “Первый Самовластец. Повесть об Андрее Боголюбском”.  

Книга Первый Самовластец. Москва. Обложка

Книга в популярной форме повествует о жизни и деятельности святого благоверного Великого князя Андрея Боголюбского – первого русского Самовластца, предтечи Царей Московских, одного из основателей великой Российской Державы. Исходя из летописей, автор стремится воссоздать объективный исторический портрет героя, выдвигает собственную версию его трагической гибели. Для широкого круга читателей. 

Книга Первый Самовластец. Москва. Оборот

Объем издания: 120 стр. Печать офсетная. Имеется цветная вкладка с иллюстрациями. Заказать книгу почтой можно по адресу: vospoem@yandex.ru 

телефон: 8-960-731-97-28

 

 

 

ФРАГМЕНТЫ КНИГИ 

Икона Андрей Боголюбский

 

 

Эпиграфы:

 «Деятельность Андрея Боголюбского была попыткой произвести переворот в политическом строе Русской земли…»

 В.О. Ключевский, русский историк.

 

 «Это был самый смышленый Князь своего времени, который умел захватить в свои руки власть почти над всей своею братией, которого слушались равно и Киев, и Новгород, и Ростов, и Суздаль, и Владимир, князья смоленские, полоцкие, волынские и прочие…»

 М.П. Погодин, русский историк.

 

 Глава 1

ЦВЕТ ЮНОСТИ

Славен был XII век от Рождества Христова на Русской земле!

Древние летописи и народные предания сохранили немало ярких страниц того далекого времени. О княжеских междоусобицах и войнах с кочевниками, военных походах и хождениях за море. Как заселялась Русь, обустраивалась новыми городами и селами, белокаменными храмами и святыми обителями. Немало великих людей прославилось тогда добрыми делами и ратными подвигами. Князья, бояре, воеводы, богатыри, книжники, зодчие, подвижники, святые…

В их числе – святой благоверный Великий князь Андрей Боголюбский. Потомкам известен он менее, нежели иные славные правители России, а историческое наследие оставил великое. Познал волю Божью о Святой Руси – свидетельствовать миру о Христе, заложил первый камень в основание грядущего Русского Царства, окропил его своею мученической кровью.

Сведений о времени и месте рождения святого история не сохранила. До недавних пор исходной датой считался 1111 год. Однако современные  ученые и историки полагают, что родился он примерно в начале 20-х годов XII века. Скорее всего – в древнем Суздале, где много лет княжил его отец.

Отцом князя был Юрий Долгорукий, основатель Москвы. Дедом – Владимир Мономах, кто написал для потомков мудрую книгу «Поучение». В числе предков были: святые князья Ярослав Мудрый и Владимир Красное Солнышко, Креститель Руси. А родоначальником – легендарный Рюрик.

Матерью Андрея стала половчанка – дочь степного хана Аэпы. В брак его родители вступили совсем юными, по настоянию властных отцов, что желали укрепить мир и союз между Русью и Степью.

Детство маленького княжича прошло в Залесье, как тогда именовалась Средняя полоса России, – привольном краю безкрайних лесов и полей, полноводных рек и задумчивых озер. В чудной их красоте, будто в зеркале, отразилась вольная и чистая русская душа. Места эти находились далеко от Киева, стольного града Древней Руси. Жителей было здесь мало. Города и села встречались редко. Никто и помыслить не мог, что придет время, когда поднимется на захолустной окраине великая и славная Держава.

Как подобает княжичу, маленький Андрей получил достойные его звания воспитание и образование. Прежде всего, наставлен был в Законе Божьем. Ибо, как учит Церковь: «Начало мудрости – страх Господень». Он всею душой любил Бога Отца, Сына Божьего Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу, святых угодников. Любил молиться, ходить в церковь, читать духовные книги, слушать церковные песнопения. Любил ближних, почитал старших, заботился о бедных, защищал слабых.

С юных лет мальчика готовили к нелегкому княжескому служению. Он должен был научиться управлять своим уделом, творить суд и правду, командовать воинскою дружиной, ездить на коне, владеть различными видами оружия. Приобрести немало других полезных знаний, составляющих житейский опыт будущего правителя.

Еще отроком он лишился матери, вырос сиротливо, без материнской любви и молитвы. Князь Юрий Долгорукий вскоре заключил второй брак. Новой супругою его стала знатная гречанка, по преданию, из Царского рода Комнинов. В двух браках у князя родилось много сыновей – около десяти. Из них самый яркий след в истории оставил Андрей Боголюбский.

О юности княжича летописи ничего не сообщают. Частые войны и пожары стерли многие страницы истории Древней Руси. Сохранились лишь предания. По одним – Андрей до зрелости не отлучался из родных мест. Эта версия стала традиционной для историков. По другим, сказаниям русских староверов, совершил «хожение за море», далекое путешествие для познания мира. Побывал в Ромейской империи, или Византии, в странах Западной Европы, на Святой Земле…

Какая из версий более правдоподобна? Ответ подсказывает сама жизнь.

Выросший в захолустной глуши, на далекой окраине древнерусского государства, молодой князь едва ли приобрел бы широкие знания и опыт, необходимые чтобы превзойти общий уровень правителей своего времени. Ибо незаурядный шаг в истории совершает лишь незаурядная историческая личность.

В Византии, наиболее передовой стране того времени, он мог воочию познать величие Богом установленной Царской власти; прикоснуться к сокровищам греческой культуры. Прекрасные древние памятники – храмы, монастыри, дворцы, шедевры скульптуры и живописи, искусные творения  ремесел – расширили его познания и обогатили душу. Недаром, любовь к искусству и красоте, тонкое чувство прекрасного Боголюбский пронесет через всю жизнь.

На чужбине мог повстречать Андрей Юрьевич и немало ярких людей, свести знакомство или дружбу со знатными особами. Известно, что близким другом на протяжении многих лет был ему император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса. А такая дружба едва ли возможна без личного знакомства в юности. Византийский император Мануил I, родня по приемной матери, состоял с князем в переписке.

Человек с узким кругозором, духовно безкрылый и приземленный, не сумел бы сыграть в истории России столь заметную роль, как Боголюбский. Масштаб этой личности, несомненно, был значительно шире и многограннее карикатурного образа провинциального тирана, каким нередко изображают его историки.

Глава 2 

В ПОЖАРЕ МЕЖДОУСОБИЦ

Впервые летопись упоминает имя Андрея в 1147 году. Тогда отец, князь Юрий Долгорукий, послал его с братом в поход на Рязань. Время было тревожное. На Руси полыхала междоусобная война за Великое княжение Киевское. Многие удельные князья участвовали в ней с дружинами. Сколько крови и слез пролилось в эти годы! Одним из героев той войны поневоле оказался и Боголюбский.

Со времен святого князя Владимира княжили на Русской земле его потомки. Сын – Ярослав Мудрый. Внуки: Изяслав, Святослав, Всеволод. Сын Всеволода – Владимир Мономах. Правитель мудрый, он так полюбился русскому народу, что Золотой стол Киевский остался за его отпрысками – Мономашичами.

Княжескую власть, по древнерусскому «Лествичному праву», обычно наследовали не сыновья Великого князя, а братья – от старшего к младшему. Это нередко становилось поводом для споров и междоусобиц. Не сумели и потомки Мономаха ужиться мирно. Вспыхнула кровавая распря между сыновьями и внуками его, родными дядями и племянниками. Ставкою был в ней Киев. Так уж повелось – кто владеет Киевом, тот и хозяин на Руси.

Юрий Долгорукий, младший из сыновей Мономаха, был удельным князем Суздальским, но, как гласит летопись, великое имел честолюбие. Не мила его сердцу была захолустная окраина. Мечтал он воссесть на Золотом «отнем», отцовском столе. Тянул «долгие руки» к стольному Киеву. За что и прозван был Долгоруким. Ждал князь лишь удобного случая. Немало лет, будто в засаде, «сторожил» Киев, временами учиняя с дружиною лихие набеги. Когда же цель была уж близка – опередил его племянник Изяслав Мстиславич. Сын первенца Мономаха – Новгородского князя Мстислава Великого. Храбрый и умелый воин, он вперед собственного дяди утвердился в Киеве и объявил себя Великим князем.

Пожаром вспыхнула междоусобица. Одни удельные князья встали на сторону Изяслава Мстиславича, другие – Юрия Долгорукого. По обычаю, помимо княжьих дружин и земского ополчения, все призывали на подмогу дикие половецкие орды. «Поганые», как именовали на Руси язычников, охотно приходили из Степи – воевать за чужие интересы. Воевали не шибко, зато грабили вдоволь.

Молодой князь Андрей Юрьевич, хоть был человеком миролюбивым, «…не величав на ратный чин, но похвалы ища от Бога», не уклонился от кровавой сечи. Как «подручник» отца, за послушание ему, принимал он участие в отмеченных летописцами битвах: под Киевом, Переяславлем, Черниговом. Являл на поле брани чудеса храбрости. Любил начинать бой впереди полков. Отчаянно врубался на лихом коне в ряды превосходящего числом врага. Не раз бывал на волосок от гибели. Спасался поистине чудом. «Заступлением Божьим и молитвами родителей», – как говорил сам. Получил серьезные ранения.

В битве у стен Луцка, на Волыни, под князем был смертельно ранен верный конь. Истекая кровью, вынес он седока из гущи сражения и пал замертво. В благодарность, повелел Андрей Юрьевич похоронить коня с честью на берегу реки Стырь и справить тризну.

Не раз умолял сын господина своего и отца прекратить междоусобную брань, не «искать» силою ратной Киева, не губить землю Русскую. Но Юрий Долгорукий был непреклонен. За это постигли его тяжкие скорби: смерть родных, безславные поражения, отступление и позор.

Многие годы, то угасая, то разгораясь, полыхала княжеская усобица. Князьям и боярам – воинская забава; смердам и холопам – горе лютое. Дважды одерживал верх Юрий Владимирович, и садился Великим князем в Киеве. Дважды Изяслав Мстиславич изгонял дядю прочь, пока не победил окончательно.

Смирившись с неудачей, Юрий Долгорукий удалился в захолустный Суздальский удел. Взялся укреплять города, строить крепости, белокаменные храмы. Терпеливо готовился к новой войне. Верным его помощником служил князь Андрей Юрьевич.

На Руси воцарился хрупкий мир.

В 1154 году, прокняжив всего несколько лет, Великий князь Изяслав Мстиславич умер. В стольном Киеве по праву воссел Юрий Долгорукий. Лишь на старости лет сбылась его мечта. Увы – торжествовать победу, ему также было отпущено лишь малое время.

Рассадив по уделам сыновей, Андрея держал он ближе к сердцу. Велел ему княжить рядом с Киевом – в предместье Вышгороде. Андрей Юрьевич, после кончины старших братьев, Ростислава и Ивана, остался за старшего из сыновей Великого князя и был отныне его наследником.

Но человек предполагает, а Бог располагает…