СТАТЬЯ

СВЕТОЧИ ПРАВОСЛАВИЯ О МОНАРХИИ

Высказывания Отцов Церкви, богословов, философов, писателей

“Имея попечение о благоустройстве людей, чтобы многие из них не жили безсмысленней зверей, Бог учредил власть начальников и Царей – как бы бразды для управления кораблем. Итак, должно воссылать великую благодарность Богу и за то, что есть Цари, и за то, что есть судьи”.

Святитель Иоанн Златоуст

“Начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему”.

Преподобный Исидор Пелусиот

“Блажен, кто многотрудными руками чтит Царя и для многих служит законом жизни”.

Святитель Григорий Богослов

«Невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь Царя. Ибо царство и Церковь находятся в тесном союзе и общении между собою, и невозможно отделить их друг от друга».

Антоний IV, Патриарх Константинопольский

«Святая, Богом благословенная и Ему угодная форма государственного правления есть самодержавная, возглавленная самим Богом поставленным Единодержавным Скипетродержцем Царем, который есть не обыкновенный человек, а Помазанник Божий, получивший при священном помазании сугубую благодать на великое и трудное дело управления народом. Укреплять святую мысль через писание, быть верным защитником Православной веры, самодержавного Царя и Отечества есть славное и святое дело, самое главное, дело первостепенной важности и приятное Богу».

Григорий IV, Патриарх Антиохийский

“Лицо и сан Царя христианского на земле есть живой образ и подобие Христа Царя, живущего на Небесах”.

Святитель Димитрий Ростовский

“После Православия они <Цари> суть первый долг наш русский и главное основание истинного христианского благочестия. В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть Православного Царя”.

Преподобный Серафим Саровский

“Благо народу и государству, в котором единым, всеобщим и вседвижущим средоточием, как солнце во вселенной, стоит Царь, свободно ограничивающий свое неограниченное самодержавие волею Царя Небесного, мудростию яже от Бога <…>. Народ, чтущий Царя, благоугождает через сие Богу, потому что Царь есть устроение Божие <…>. Бог по образу Своего Небесного единоначалия утвердил на земле Царя; по образу Своего Небесного вседержительства устроил на земле Царя самодержавного; по образу Своего Царствия непреходящего <…> поставил на земле Царя наследственного”.

Святитель Филарет Московский

“В благословенной России, по духу благочестивого народа, Царь и Отечество составляют одно”.

Святитель Игнатий Брянчанинов

“Общество – тело, под главою – Государем”.

Святитель Феофан Затворник

“Один Бог на небе и один Царь на земле”.

Святитель Макарий (Невский)

Запомните: если не будет Монархии – не будет и России. Только монархический строй дает прочность России, при конституции она вся разделится по частям.
Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя Православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться Царства и Царя Православного. А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите его, любите Святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России”.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола, священник республиканец – всегда маловер. Монарх посвящается на власть Богом – президент получает власть от гордыни народной; монарх силен исполнением заповедей Божиих – президент держится у власти угождением толпе; монарх ведет верноподданных к Богу – президент отводит избравших его от Бога».

Священномученик Владимир, митрополит Киевский

“Наш Царь есть представитель воли Божией, а не народной. Его воля священна для нас как воля Помазанника Божия; мы любим его потому, что любим Бога. Славу же и благоденствие дарует нам Царь – мы принимаем это от него как милость Божию. Постигает ли нас безславие и бедствие – мы переносим их с кротостью и смирением как казнь Небесную за наши беззакония и никогда не изменим в любви и преданности Царю”.

Преподобный Варсонофий Оптинский

“Вместе с верою и любовью к Богу непоколебимая, веками утвердившаяся и освященная Церковью любовь к Царю служила могучим оплотом нашей народности в исторических судьбах ее <…>, Господь Бог устроил Царя в Свое место, посадил на царском престоле суд и милость”.

Священномученик Иоанн Восторгов

«Царь есть Богом данный отец народа, беззаветно любимый, облеченный от Самого Бога, Божией милостию, всеми правами отца, законодателя, как бы во образ Бога Вседержителя. Без Царя не может жить Русская земля. Царь – это ее отец, ее ангел-хранитель, Царь – это душа, это сердце Русского народа, как говорит мудрость народная: без Царя земля – вдова, без него народ – сирота; одно солнце на небе – один Царь Белый на Руси Святой!».

Архиепископ Никон (Рождественский)

«Что боговозженное солнце для природы, то богодарованный Царь для своего царства. Призирает светлое око Царя – и иссушаются слезы, утоляются вздохи, ободряются труды, оживляется мужество. Простирается щедрая десница Царя – и облегчаются бедствия, восполняются подвиги. Исходит царственное слово – и все приводится в стройный чин и порядок, все возбуждается к деятельности. Всему указуется свое назначение и место».

Архиепископ Иннокентий (Борисов)

«Любите Царя самодержавного, православного. Что у нас есть такой Царь – это наше счастие. Наше величие и слава. Мы имеем русского православного Царя, значит у нас есть отец народа, есть его начальник, защитник, доброжелатель. Хорошо той семье, где жив отец, там ведется порядок, такая семья и материально обеспечена. И часто расстройство в семье бывает с потерею отца. То же и в большой семье – государстве. И как не может быть двух или более отцов, а только один, так и в государстве, правильно поставленном, должен быть один Царь самодержавный».

Епископ Арсений (Жадановский)

«Нужно тщательно и задушевно раскрывать и нравственный смысл, духовное значение царского самодержавия во всей нашей народной жизни, чтобы все ясно понимали и ценили то незыблемое начало совести и духовного взаимного родства Царя и всего русского народа, на котором основано и почивает наше исконное царское самодержавие. Для русской земли только в царском самодержавии, без всякой заморской конституции, и есть спасение».

Архиепископ Андроник Пермский (Никольский)

“Царь есть батюшка для народа, как трогательно называет его сам народ. Мы же, братия, будем молить Господа, дабы Он и далее сохранил для России Царя самодержавного и даровал ему разум и силу судить людей и державу Российскую в тишине и без печали сохранити”.

Святитель Патриарх Тихон (Белавин)

«И если для государственного правления Св. Писание признает одну только форму – самодержавную власть Царя, Помазанника Божия, то ни о какой другой власти, как не основанной на Божественном Откровении, мы не должны думать».

Архиепископ Серафим (Соболев)

«Пока во главе Великой России стоял Царь, Россия не только содержала в себе отдельные элементы Святой Руси, но в целом продолжала быть Святой Русью, как организованное единство».

Архимандрит Константин (Зайцев)

«Богоучрежденной формой существования православного народа является самодержавие. Царь – Помазанник Божий. Он не ограничен в своей самодержавной власти ничем, кроме выполнения обязанностей общего всем служения. Евангелие есть “конституция” самодержавия.

Православный Царь – олицетворение богоизбранности и богоносности всего народа, его молитвенный председатель и ангел-хранитель.

Именно монархия является оптимальной, исторически опробованной, естественной формой государственного бытия российской цивилизации.

Не подлежит сомнению, что самодержавие – наилучший государственный строй из всех известных человечеству, строй, в котором Церковь находится под непосредственным покровительством государства».

Митрополит Иоанн (Снычев)

«Самодержавие есть “высшая степень покорности Божией правде”».

В.А. Жуковский

«Государство без полномощного Монарха то же, что оркестр без капельмейстера: как ни хороши будь все музыканты, но если нет среди них одного такого, который бы движеньем палочки всему подавал знак, никуда не пойдет концерт».

А. С. Пушкин

«Полномощная власть Монарха не только не упадет, но возрастет выше по мере того, как возрастет выше образование всего человечества. Власть Государя явление бессмысленное, если он не почувствует, что должен быть образом Божиим на земле».

Н.В. Гоголь

«Монархия обладает для нас целым рядом несомненных достоинств. Прежде всего это символ единства страны. Монарх возвышается над партиями и национальностями. Дореволюционная Россия была “семьей народов” благодаря Царю».

В. С. Соловьев

«Царь – одна из величайших исторических святынь русского народа. Сопоставление рядом, как идеальных сокровищ, Веры, Царя и Отечества проходит через всю русскую историю».

Проф. П.Е. Казанский

«Его (Царя) патриотизм в том, чтобы любить равною любовью тех, чья участь вверена ему небом. Только те Русские могут не быть монархистами, которые не умеют думать самостоятельно, плохо знают историю своей родины и принимают на веру политические доктрины Запада».

Н.И. Черняев

«Основная разница между монархией и республикой в том, что в одном случае фундаментом всего является вера в Бога, в другом случае вера в могущество человеческого разума и затем уже вера в Бога».

Б. П. Башилов

(В начало)