СТАТЬЯ

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Проповеди

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры.

Сегодня первое воскресенье Великого поста – Торжество Православия. Можно сказать, что это тринадцатый, величайший после 12 двунадесятых великих праздников.

Восторжествовала истина, победив зло, – вот это и празднует Православная Церковь, ибо истина – это и есть Православие. Православие – неповрежденное исповедование богооткровенной веры в Бога, правильное славление Его.

Православие названо от словосочетания – правое, правильное славословие Бога, правильное отношение человека к Богу и связь с Ним, правильная вера. При этом условии – соблюдении Православия – человек получает благодатные дары от Бога для того, чтобы вернуться из ссылки за нарушение первой заповеди Божией, в которой мы все находимся здесь, живя на земле.

Земная жизнь – это место, где мы отбываем срок, а не место для веселого времяпрепровождения: получить образование, а затем пожить, как говорится, всласть и уйти в «никуда».

Православие – это путеводитель в Царство Небесное. Православная Церковь указывает людям, куда нужно идти, дает компас – веру, – и те, которые владеют истинным познанием смысла своего бытия, идут к Вечной жизни. Здесь нужно понести крест, понюхать пороху, попробовать, почем фунт лиха, а потом уже переселиться для вкушения вечных благ. Ибо если не будет сравнения с чем-либо, поймем ли мы цену вещам?

Если бы не было 35-градусных январских морозов, почувствовали ли бы мы благость, приятность июльской жары? Если бы не было болезней, чувствовали ли бы мы радость в здоровье? Когда человек здоров, он радостен, весел, он блаженствует. Если бы не было разлуки и слез, связанных с ней, познали ли бы мы счастье встреч с близкими, друзьями? А если бы не было разлуки с Богом, в которой мы находимся, живя на земле, познали ли бы истинные христиане, исповедники, почитатели Христа Бога нашего, радость встречи с Богом в Вечной жизни и со святыми Его?

Так вот, только поскорбев здесь, в юдоли земной, мы сможем в полной мере оценить блаженство Вечности. Как пишет об этом в Библии Екклесиаст-проповедник и Соломон в своих притчах, на смену темной, непроглядной ночи, хоть глаз выколи, в которой разбойники ходят и бесы снуют туда-сюда, ища, яко лев, кого поглотити, наступает приятное утро – солнце всходит, птицы в лесу поют, овцы блеют на пастбище. На смену зиме приходит весна: соловушки в мае запоют, сердце затехкает радостью, молодежь ходит особенно бодрая и веселая, а трава под ногами – как благоухающий зеленый ковер, покрывающий землю.

Православная Церковь держит у себя в руках компас – Православное учение. Корабль плывет по компасу и по другим приборам у штурвала, названия которых моряки знают лучше меня, а также они ориентируются по звездам. Поэтому, если корабль выйдет из Владивостока, он придет в Петербург, обогнув Азию, Африку и Европу, найдя верный путь в океане по магнитной стрелке в отношении Северного полюса.

Так и человек, если он проживет 70, аще возможно 80 лет, имея православный компас, пристанет в гавань Вечной жизни. Поэтому часто православный крест на куполе храма имеет на своем основании изображение полумесяца, т.е. получается форма якоря. Вообще храм, если он имеет продолговатую форму, строится в виде корабля, т.е. символизирует собой корабль, плывущий по житейскому морю.

Купол в форме базилики – это капитанский мостик, на котором стоит невидимо Сам Капитан – Христос Бог наш и ведет этот корабль к Вечной гавани нашего воскресения – в Царство Божие. Крест – якорь, который корабль – Церковь бросит у берегов вечной гавани Царства Небесного.

Происхождение праздника Торжества Православия таково.

Он рождался в муках, в слезах, в крови в течение почти тысячи лет. Начались эти муки с Голгофы, на которую возвели Христа враги рода человеческого, предали Его крестной смерти и распятию. Вернее, Православие началось даже не с этого, а с того, как Бог сотворил Адама и Еву и дал им заповедь: «Пользуйся благами, которые ты видишь вокруг себя, Адам, все под ноги твои покорил, но не делай одной вещи – не прикасайся вот к этому дереву».

Бог дал человеку одну заповедь, одну просьбу: не вкушай плодов с этой яблони, и все! Ведь надо же было чем-то обязать человека, чтобы он знал свое место, что он не Бог. Вот откуда идет Православие – сотворил Господь первых людей и дал им заповедь. Это как бы первая часть.

Второй этап был, когда Архангел Гавриил изгнал из рая прародителей за грехопадение. Но не просто изгнал вон, как изгоняли в 20-30-е годы XX столетия враги нашей веры и Отечества православных христиан на гниение в Сибирь, на Соловки и Колыму. Господь не так ссылал – Он сослал из рая на эту землю, которая семь с половиной тысяч лет назад была не такова, как сейчас: вся испачкана и осквернена, а тогда она была, по земным понятиям, – раем. И еще одну заповедь дал Господь нашим прародителям, что Семя жены сотрет главу змия, т.е. помучаешься ты, Адам, и потомство твое, но затем придет Семя жены – Христос Бог и спасет вас. И вот перед нами на иконе видно исполнение обетования – сошествие во ад Господа Иисуса Христа.

300 лет после пришествия на землю Спасителя лилась кровь мучеников. Гонение на Церковь Христову было организовано со стороны языческих властей – внешних врагов. В основном это были римские императоры и их епархи, т.е. наместники, областеначальники, которые властвовали в Северной Африке: в Тунисе, Карфагене, Египте, Александрии; в Малой Азии: Палестине, Сирии, на востоке Римской империи (ныне территория Турции). Гонениями были охвачены весь центр, запад и юг Европы, а также все страны Средиземноморского бассейна. Но вот прошли эти три века, в 313 г. император Константин Великий издал эдикт (указ), в котором сначала уравнял в правах все религии – и христианскую, и языческие, а потом и вовсе поставил вне закона всю бесовщину, лучше скажем, а не религии, что дало возможность христианам свободно вздохнуть.

Тут бы, казалось, можно было бы им расслабиться, пожать плоды трехсотлетних страданий, порадоваться возможности спокойно дышать и свободно молиться. Так нет же: враг не оставляет своих козней и не оставит до скончания века своего пагубного злого дела, о чем нас предупреждал Сам Спаситель: «Аще Мене изгнаша, и вас изженут» (Ин. 15; 20). Каждый день об этом поется в Заповедях Блаженства на Литургии, чтобы мы не забывали.

После внешних гонений начались внутренние – еще более ужасные и коварные. Если внешнего врага видно – вот пришел судья и требует отречения от Христа, принесения жертвы бесам, понятно, кто есть кто. А внутри Церкви бывало, что он и крестик носит, и крестится, а это, оказывается, враг лютейший языческого гонителя, потому что неизвестный, тайный.

Были даже и патриархи-ересиархи, которые возглавляли Константинопольскую Церковь. Бороться с ними было опасно – как можно восстать против архиерея, епископа, а тем более – патриарха. С одной стороны, боишься греха, а с другой – ведь с ними заодно были и государственные власти – беда двоякая, и никуда от нее не денешься. Вот и опять полилась христианская кровь. Это была уже не просто борьба за христианскую веру, как в первые 300 лет до Константина, а борьба за непорочное христианство.

Враг рода человеческого хотел и до сего дня пытается свести Православие на нет – соединить христиан с мусульманами, протестантами, католиками и прочими «датчанами», смешать в кучу коней и людей, как пишется в стихотворении М. Лермонтова «Бородино». Но не тут-то было.

Враг все время борется против Православия, против Истины. Что мы сейчас видим? Вся Западная Европа живет спокойно – немцы с утра до поздней ночи пьют пиво и закусывают сосисками. Никто их не гонит за веру: кирха стоит, хоть туда никто и не ходит – изредка заглянут, свечу поставят – и назад к себе домой.

С IV века, после гонений со стороны язычников, вот уже 1700 лет Западную Европу практически никто не тревожит, они живут припеваючи.

О чем это говорит? О том, что они не нужны бесам, они не станут своего гнать: ворон ворону глаз не выклюет, как говорится в пословице. Их церковь безблагодатна – католичество и другие вероисповедания уже подпали под бесовское порабощение, поэтому сатана против них и не борется.

Как писали в 90-е гг. XX века многие иностранные, иноверческие издания, осталось непокоренным только Православие и Русская Православная Церковь! В 1917 году враги разрушили Православную Российскую империю, в 1991 году разрушили Советское государство, а теперь просто Россию-матушку уничтожают. Спрашивается, для чего? Для того, чтобы разорить ограду Церкви – государство с его институтами – армией и правоохранительными органами во главе с Кремлем – и добраться до Русской Православной Церкви.

Вокруг монастыря – вы видите за окном – есть ограда, стена, забор. Так вот эта стена прообразует государственную власть. Как ограда прикрывает монастырь, так и власти, хотя и номинально, прикрывают Церковь. Конечно, истинный Хранитель Церкви, государства и человека – Бог, но Он и нам дает немного поработать, разделить с Ним труд.

Эпицентр 2000-летних гонений на Церковь Христову перенесен сейчас в Россию, и это является подтверждением, круглой печатью истинности нашего Православного вероисповедания. Если бы нас не гнали, мы бы не были православными христианами. Подтверждение этому мы можем увидеть и на своем примере: враг рода человеческого через людей говорит, что ему досаждают молитвой православные христиане. «Да замолчи ты, старая карга, голову тебе оторву, прекрати молиться, перестань бубнить, мне тошно от твоей Псалтири» – разве не так кричат бесы через наших домашних? Не то что в церкви, но и дома бес не может слышать славословие Божие – это подтверждает истинность нашего вероисповедания, что мы содержим правильную веру.

И вот из-за Православной веры и разгорелся весь сыр-бор 1700 лет назад. Объявился в г. Александрии некто Арий – к слову сказать, все организаторы, авторы, зачинщики ересей были высокообразованные люди, а знания надмевают человека. Не зря святейший отец наш, любимый пастырь русского народа святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что он напрасно учился в Академии, хватило бы и одной семинарии, потому что академию нужно стараться закончить вот здесь, в сердце – молитвой, постом и трудом.

Самая главная дисциплина – это Иисусова молитва; покаянно жить в страхе Божием, вовремя исповедоваться – вот второй предмет; творить добрые дела, жить непорочно – всего 4-5 дисциплин, учи, выполняй – и сдашь экзамены, когда позовет тебя Господь на экзаменационную сессию.

Арий говорил, что Иисус Христос не сын Божий, а сотворенная тварь, высший ангел, эон, но не Бог. Арий отказывал Богу в Божеском достоинстве! После 325 года, когда ересь арианства была осуждена на I Вселенском соборе и святитель Николай Чудотворец Мир Ликийских дал пощечину Арию «за оскорбление Бога», арианство пошло на убыль, хотя и продолжало еще некоторое время существовать. Потом нашелся некий Македоний, который возводил хулу на Духа Святаго, говоря, что третья ипостась Святой Троицы – не Бог, а высшая тварь! А ведь Македоний был Константинопольским патриархом – какой соблазн для верующих! Еще один ересиарх – Несторий (сначала был настоятелем в монастырях в Антиохии, а позднее тоже стал Константинопольским патриархом) выдумал ересь, что Богородица – не Божия Матерь, а Христородица, т.е. что Она родила не Бога, а простого человека Христа. Вот так Несторий и его окружение «разжаловали» Христа, Сына Божия, просто «в человека», а Божию Матерь – просто в Христородицу, т.е. «пожалели» Его, оставили Ему только имя – Христос, но звание Сына Божия не позволили Ему носить.

Представьте себе, каково было положение простых людей, когда сам патриарх, архиереи, множество духовенства последовали этой ереси. И такое нестроение тянулось несколько столетий: летели головы православных христиан, лилась кровь, были слезы, тюрьмы, ссылки.

Но к VII веку все ереси пошли на убыль, казалось бы, можно спокойно пожить, ан нет! Возникла новая беда – вздумалось царям и прочим посчитать, что иконы – это идолы и почитание икон – то же самое идолопоклонство.

В первые три века христиан гнали за то, что они не хотели поклоняться идолам, и решили иконоборцы, что иконы – те же самые идолы: не будем поклоняться им. Сказано – сделано.

И пошли императоры с патриархами опять гнать верующих, опять полилась кровь,  полетели головы, переполнились тюрьмы, начались ссылки. Как могли, боролись с этой ересью истинные христиане, и в 787 году благочестивая императрица-вдова Ирина созвала собор, который должен был окончательно добить иконоборцев.

Собрались православные миряне, духовенство, архиереи и поставили точку, крест на всех ересях – было запрещено всякое уклонение от Истины, казалось, Православие восторжествовало.

Но Змей-Горыныч, у которого осталась неотрубленной какая-то одна голова, опять задышал своим смертоносным дыханием, и ересь иконоборцев продолжалась еще до 842 года, пока на престол не взошла овдовевшая императрица Феодора. Это была, пожалуй, самая благочестивая императрица за всю историю христианских государств. Ее муж, император Феофил, был лютейший иконоборец. Как только она с ним не боролась – увещевала, научала, просила, – но что сделаешь – муж, да еще император, власть-то у него какая!

И вот Господь его прибрал – отозвал Феофила на суд и «развязал» Феодоре руки. Она призвала Мефодия, патриарха Константинопольского, и был собран поместный собор, на котором решили утвердить, приурочить к Великому посту окончательную победу над иконоборческой ересью.

Тогда уже действительно была поставлена точка, и Православие «воткнуло штыки в землю» в знак победы над злом, над ересями в первое воскресенье Великого поста 842 года.

Был составлен протокол и вынесен приговор всем ересям – проклятье, анафема во веки веков. Это проклятье и над теми, которые будут и впредь бороться против Православия и православных святынь.

Говоря условно, Православие трехчастное, как и человек – дух, душа и тело. Обратите внимание – дух! Души есть даже и у животных, а вот истинный христианский дух имеют только православные. Допустим, сидите вы с немцем, и все у вас хорошо, пока вы пьете шнапс и пиво с сосисками. Вы хорошие друзья, пока говорите о том – о сем, а как заговорите о Православии – как будто вы меч занесли, сразу враги и врассыпную. Этот меч – слово Божие Православное – рассекает людей на истинных – христиан – и на врагов. У каждого человека есть свой дух, у русских – это православный дух, которого другие не могут понять, помните, как у Ф. Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Кочевали по России и англичане, и немцы, и турки бывали, но выехали они отсюда, да так и не поняли, не знают, где они были и что это за такое дремучее понятие «Россия». Ее не измерить, не познать, не изучить, потому что Дух Божий может познать только носитель Духа Божия, Духа Святаго.

Мы, русские, сами не можем до конца себя понять, а тем более какие-то англичане или немцы. Дух – это благодать, а средоточием духа, главной ипостасью нашего естества является совесть. Почему и правители в советское время писали в законе – не свобода религий, а свобода совести.

Совесть – носитель веры, это какой-то сосуд в сердце, внутри нас, православных христиан, в котором налита Божественная благодать. Когда, бывает, сделаешь какое-либо подленькое дело, то стоит прислушаться к себе – и ты узнаешь место нахождения совести. Она душит, терзает человека – места себе не находишь, переживаешь, пока не искупишь свой грех, не принесешь извинения тем, кого оскорбил или обидел. Вот это мучает нас составная часть нашего духа – совесть. Наша душа, сотворенная Создателем, имеет высшую, более совершенную форму, чем у животных, а тело – это одежда для души, внешняя ее оболочка.

Так и Церковь устроена, она трехсоставна: первая часть – дух – это благодать Божия, Дух Святый, оживотворяющий и наполняющий вся. Вторая составная часть Церкви – душа – это Учение, предание, которое изложено в Евангелии, во всех апостольских творениях и трудах святых отцов Церкви, это разум нашей веры христианской. Третья часть – плоть, тело Церкви – это церковные здания: храмы, часовни и их святыни, а также сотни миллионов православных людей.

Мы сейчас совершили Литургию – венец Богослужения. Два часа назад по освящении Святых Даров здесь было сказано слово «аминь» – завершающее слово нашей веры, завершение суточного разговора с Богом, мысленной связи с Ним, после чего на Святые Дары, и на всех причащающихся и молящихся сошла благодать Духа Святаго, Божественная энергия.

Обратите внимание, вы, наверное, читали и слышали, что какое внутреннее содержание вещи, такая должна быть и форма. Господь Бог – самая совершенная красота, до которой мы даже не можем додуматься и домечтаться – настолько Он прекрасен. «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33; 20), – сказал Бог Моисею в скинии, когда тот домогался Его увидеть. Так вот о красоте Божией можно судить по внешним, видимым Его творениям.

Посмотрите, какой прекрасный небесный свод! Кто когда-нибудь устал от лицезрения неба, природы, от зрения человеческой красоты? Никто и никогда! Книга природы – это результат творения Бога. По слову святого апостола Павла: «Зане всякое создание Божие добро» (1 Тим. 4; 4).

Нам не надо стремиться увидеть невидимого Бога – Духа. Достаточно посмотреть, как все в мире разумно, премудро и прекрасно устроено. Ведь если творение прекрасно, то и творец-инженер, мастер, соделывающий эту гармонию, тоже прекраснейший человек.

Если наше учение правильно, истинно, то оно прекрасно, т.е. излагает, раскрывает смысл слова «красота». Наша Православная вера прекрасна не только по содержанию, но и по форме. Взгляните вокруг, какие великолепные храмы отстроили наши предки-отцы: красота форм, архитектурная гармония, музыкальная акустика. Даже в таком виде, как сейчас – голые, нерасписанные стены внутри храма, – и то не насмотришься. Все строили с умом, просчитывали, чтобы был резонанс, шла отдача звука. А где вы еще можете услышать такой красивый колокольный звон, который нас зовет ко Христу на трапезу в православный храм: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11; 28), т.е. Господь нам даст покой и напитает Своей силой и светом.

Никакие готические стелавидные костелы и кирхи Западной Европы не могут соперничать с византийским стилем: со сферическими полушариями наших куполов, крестами на маковках церквей, колоколами, иконами, церковным убранством.

Представьте себе, как прекрасно выглядел наш храм до революции – расписан, украшен иконами. От былой красоты остались лишь осколки, остатки, но и сейчас, спустя 80 лет, они поражают нас. Здесь, в церкви, красота видимая, а какова невидимая Православная Церковь на Небе? Святой апостол Павел сказал: «Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2; 9).

В начале 70-х гг., около 30 лет назад, по распоряжению уполномоченного по делам религий при Совете Министров СССР был отснят фильм о религиях Советского Союза. Мне самому не удалось его посмотреть, но когда я служил еще в Латвии, приезжал священник из Псковской епархии, видевший этот фильм, и рассказывал следующее. Показывали сперва язычество – каких-то конфуцианов, буддистов в Забайкалье, Бурятии, в Восточном Казахстане, на Алтае. Сам центр буддизма находится в Гималаях, на Тибете, в горах Китая.

Дальше стали показывать мусульман – посмотрели на их минареты, мечети, послушали пение муллы. Следующий кадр – показали иудейскую веру. Затем – сборище баптистов, протестантов, их пляски под гитару, настоящий театр кукол. От англикан добрались до католиков. «Ну как красиво! Вот это да! – все восклицают, ахают от удивления. – Не то что буддизм». Показали костелы, имеющие христианский вид, красивые облачения у ксендзов и епископов, а когда услышали звучание органа, так многие прослезились, послушали, стерли слезу и пошли дальше.

И вот на экране появляется кадр – Православие. Показано Богослужение, выход на Литургии во главе с архиереем: великолепное убранство храма, богатые облачения священников, прекрасное пение и величественное благозвучие колокольного звона… Сидящие в кинозале сказали, как посланцы святого равноапостольного князя Владимира: «Мы не знаем, где были – на земле или на небе

Все потускнело по сравнению с Православием – ведь показано было самое лучшее. Смотрящие этот фильм буквально оцепенели от приятного небесного состояния, а когда вышли из кинозала – никто не мог говорить от восторга. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит русская пословица.

Вот какое Православие! Мы, русские, не знаем, чем владеем, не знаем, какое безценное сокровище нам даровал Господь. Сейчас нас ограбили, вывезли за границу золотой фонд России. Но мы не обеднели, потому что у нас остался еще истинный фонд – Золотой фонд Истины – Святое Православие.

Братья и сестры! Этого не украдет у нас сатана, не вывезет из России, потому что он, этот фонд, находится у нас в сердцах. Только добровольно вы можете сдать его, русские Иван да Марья, продать этот фонд за 30 сребренников, что и делают некоторые – отвращаются от веры, предают Родину и т.д.

Многие из нас слышали про известного белорусского деятеля культуры Франциска Скорину – он был первопечатник, и почитается в Белоруссии, как и Иван Федоров на Руси. Но что значит, когда мы часто по лености или небрежению не докапываемся до истины. Недавно выяснилось, что Франциск Скорина поменял свое православное имя Георгий и принял католическую веру, чтобы получить в Европе высшее образование. Покойный человек, мы не будем его осуждать, но если говорить абстрактно, как бы поступил каждый из нас, оказавшись на его месте? Зачем принимать, даже из благих целей, ложное, неправославное учение?

В VII веке был мусульманский полководец Омар I. Он покорил весь Восток и дошел до Александрии. В те времена там находилась знаменитая на весь мир Александрийская библиотека, в которой были собраны все рукописные сокровища древности. Если бы она сохранилась до наших дней, то имела бы большую ценность. У собирателей антиквариата и разных безделушек в Западной Европе и Америке не хватило бы кошельков, чтобы ее выкупить. Так вот этот Омар, захватив Александрию, повелел узнать, какие сокровища хранятся в зданиях библиотеки. Ему ответили, что там хранятся книги – достижения науки, культуры, литературы тех времен. Он спросил: «Там написано то, что в Коране?» «Нет, – говорят, – господин, здесь написано не то, что в Коране». «Так если здесь написано не то, что в Коране, то зачем оно? Уничтожить!» И Александрийская библиотека была сожжена.

И мы, перефразируя слова Омара, скажем: «Если в Риме написано не то, что в Православии, то зачем оно, католичество?» Если оно ложное, ущербное христианство – то оно будет уничтожено, как смоковница, не приносящая плодов. А Истина до конца победит, от нее не уйти и не отвертеться. Зачем менять Истину на ложь, драгоценность на безделушку ради образования, ведь и образование-то Франциск Скорина получил ложное: неправославное, не истинное. Нам не надо было учиться расщеплять ядро атома – видите, к чему привело это светское образование – мы живем и дрожим, как осиновый лист, под угрозой термоядерной войны.

Православные, конечно, полагаются на волю Божию, а вот люди, живущие на Западе, боятся: они живут припеваючи и им есть что терять, они боятся расстаться со сладкой жизнью, полной комфорта и удовольствий – утром начинают есть большущую сосиску, а вечером догрызают. А нам нечего терять, надо только твердо стоять во Истине, а Истина заключается в Православии.

Итак, в 842 году корабль Православной Церкви был оснащен полностью. Были подняты и натянуты паруса, надутые ветром благодати Христовой, положен у кормила компас – учение Истины, и корабль Вселенского Православия продолжил плавание по курсу к Вечной Гавани.

После Византии хранительницей Православной веры стала Россия. Не оставил сатана без внимания нашу матушку – Русь Святую. Если раньше нападали физически – ходили крестовые походы, псы-рыцари во времена Александра Невского, снаряжали походы монголо-татары, то это было еще только начало, капля в море. Вскоре же пошли прямые попытки торпедировать, разрушить Православие и внести соблазн внутри вероучения.

В XV веке некто еврей Схария прокрался из Литвы через Киев в Россию, прошел в Великий Новгород с княжеской свитой и там начал сеять плевелы, имя которым ересь жидовствующих. Он учил, что не надо причащаться, Христа за Бога не считал, кощунствовал над церковными таинствами и многих соблазнил на путь погибели. Но, с Божией помощью, русский народ и духовенство одолели и эту напасть.

Нам надо твердо держаться Православной веры, читать православные книги, знать основы вероучения, молиться, поститься и без Церкви никуда ни на шаг – ни вправо, ни влево.

Вот такой смысл дня Торжества Православия. Повторяю еще раз, мы, по своему невежеству, по лени и небрежению просто не знаем, чем владеем – истинным сокровищем. Наше Российское государство уже обобрали как «сидорову козку», но мы с вами все равно самые богатые люди в мире, ибо в наших сердцах сокровище вечное – истинная христианская вера – Святое Православие. Аминь!

Архимандрит Петр (Кучер)

(В начало)